понедельник, 22 марта 2010 г.

Кто такие азербайджанцы?

Азербайджанец. Сегодня это термин является, наверное, самым запутанным, потому что до конца не ясно кого можно называть азербайджанцем. В одной из статей мною была сделана попытка дать определение этому термину по «западным стандартам». Из него следует, что азербайджанцем является как минимум тот, кто является гражданином Азербайджана.

Западные мерки и стандарты конечно нужны, особенно если наше общество не хочет отставать от тех, кто победил в 2ух мировых войнах и задает правила игры. Однако нам нужно составлять и свои планы относительно будущего нашего государства, поэтому попробуем дать свое определение этому термину и разобраться в том, кого же все-таки можно назвать азербайджанцем.

Понятно, что термин азербайджанец непрерывно связан с государством Азербайджан, которое возникло на одноименной территории. Однако кроме территориальной принадлежности есть некая общая нить между теми, кого принято считать настоящими азербайджанцами. Попытаемся выделить эту общую нить, тогда мы сможем найти ответ на вопрос о том, кого можно называть азербайджанцем.

На мой взгляд, азербайджанцем можно назвать любого человека который тратит свои силы и энергию на пути развития Азербайджана. Но каков этот путь?

Для того чтобы понять что это за путь нам нужно взглянуть на идеи тех людей, кто основывал современный Азербайджан. Это были идеи тонкого совмещения элементов западной и восточной цивилизаций. Важно было то, что из двух цивилизаций были взяты лучшие идеи, а не все что попадется под руку. Эти идеи сформировались в 3 лозунга «Тюркизация. Исламизация. Модернизация».

Очень часто представители нашей молодежи приводят в пример Турцию и заявляют, что она стала государством, в котором реализовалась данная идеология. Однако это заблуждение. Под идеологией «Тюркизация. Исламизация. Модернизация» в турецкое общество были внедрены идеи, которые привели к полному уничтожению национального духа и менталитета турок.

Например, под идеей тюркизации был уничтожен прекрасный османский язык, который, как и азербайджанский, являлся наследником древнего шумерского языка. Большое количество слов были убраны из языка, под предлогом того, что это чуждые арабские и персидские слова. Зато было внесено большое количество французских слов, наверное, под предлогом модернизации. После подобных реформ турецкий язык стал далек от братского азербайджанского языка.

Об экспериментах и издевательствах, которые ставили над Исламом в Турции можно написать целую книгу. Модернизация же по турецкой модели вообще привела к падению моральных ценностей в обществе. Так уничтожили национальный дух великой нации, которая создала империю.

В свое время над азербайджанцами тоже ставили (и продолжают ставить) эксперименты с целью уничтожения национального духа. Причиной было то, что захватившие власть персидские шовинисты понимали, что это временная победа и для полного уничтожения национального духа нужно изменить менталитет азербайджанцев. В этот момент и возникла идея искаженного шиизма полная догматизмов, ненависти к суннитам и самоистязаний. Результатом этого стала деградация и то, что азербайджанцы были разделены на две части в 19 веке. После оккупации Азербайджана Россией, продолжалась политика уничтожения национального духа азербайджанцев уже через научный атеизм и коммунизм.

До всех этих экспериментов азербайджанцы были свободомыслящими, доказательством этому служит большое количество мудрецов, ученых и поэтов, которых подарила миру эта нация. Именно свободомыслие и уничтожение стереотипов открывает путь к развитию человека. Иного выхода у нации, которая оказалась на стыке двух цивилизаций, просто нет.

Идеология «Тюркизация. Исламизация. Модернизация» подразумевает в первую очередь умение человека стать свободомыслящим и очистить голову от стереотипов. Только после этого становится возможным понять Западную и Восточную цивилизации целиком, что позволяет выявить из них как негативные, так и позитивные элементы.

Примерами людей, которые сумели это сделать являются Узеир Гаджибеков, который в своей музыке сумел соединить восточную и западную культуру, создатель триады «Тюркизация. Исламизация. Модернизация» Али Бек Гусейнзаде и лидер Азербайджана Мамед Амин Расулзаде. Именно такие люди создавали новый Азербайджан, они закладывали его путь.

Догматизация и стереотипизация тормозят развитие нашего общества, так же как и плотина является преградой на пути течения реки. Разрушать или оставлять эту плотину – решать только нам.

Можно ли назвать человека, который тратит свои силы на то, чтобы изменить Азербайджан по чужому плану, азербайджанцем? Не важно, чей этот план: Ирана, Запада, России или арабского мира. Важно то, что это чуждо Азербайджану и в конечном итоге приведет к уничтожению не только государства, созданного азербайджанцами, но и к полному уничтожению культуры и национального духа азербайджанцев.

Получается, что общей нитью соединяющей всех азербайджанцев является свободомыслие, на которую ложится идеология, созданная лидерами АДР. Это и есть путь Азербайджана, продолжатель которого и является азербайджанцем.

Сынмаз Гара-Турал, Молодежная организация "Возрождение и Единство"

1 комментарий:

  1. азера самая лучшая нация в мире.И пусть кто то с этим поспорит

    ОтветитьУдалить